Главная Новости

Гибель Тикси в Море Дьявола: последний рейс гордости советского флота

Опубликовано: 06.09.2018

Теплоход "Тикси". Фото: Исторический фонд ДВМП

Из 45 человек экипажа теплохода никто не выжил

Дарья Червова. Горечь утраты навсегда останется в сердцах тех, кто видел в апреле 1974-ого тянущиеся под женские крики и детский плач через весь Владивосток колонны грузовиков с гробами. Сегодня, 22 марта, исполняется 44 года со дня ужасной трагедии в Японском море, когда в результате кораблекрушения погиб весь экипаж теплохода "Тикси". Трагедия в один момент унесла жизни 45 мужчин и женщин, молодых и полных сил (средний возраст — 30 лет). В районе крушения спасатели нашли только 14 тел, сильно поврежденных акулами, поэтому большинство гробов на траурной церемонии во Владивостоке были пустыми. Редакция ИА PrimaMedia отдает дань памяти погибшим и скорбит вместе с их родными и близкими.

Очередной фрахт – работа не ждет

Теплоход "Тикси" — один из самых больших сухогрузных судов Дальневосточного морского пароходства в те годы — вышел из порта Владивосток 11 февраля 1974 года и взял курс на Японию. Здесь на борт было принято 185 грузовых автомобилей для транспортировки в Австралию. Пока судно совершало переход, "Совфрахт" оперативно искал следующий фрахт для "Тикси" у берегов точки назначения.

Справка: На "Тикси" перевозили навалочные грузы – руду, уголь, зерно. Такие суда работают не меньше 30 лет. Теплоход “Тикси” построен в Копенгагене (Дания) в 1960 году, длина — 157 метров, ширина — 19,5 метра, грузоподъемность – 13 050 тонн, экипаж — 45 человек из них 7 — женщины, район плавания — неограниченный, дальность плавания – 10 000 миль. Теплоход был в отличном техническом состоянии, последний ремонт с докованием прошел в Гонконге с июля по октябрь 1973 года.

В итоге "Тикси" получил новое задание – доставить из австралийского Фримантла в японский Хитачи партию тальковой руды. Погрузка 11 588 тонн длилась 4 дня, затем судно снялось с якоря и отправилось в порт на побережье острова Хонсю.

Экипаж теплохода Тикси. Фото: Исторический фонд ДВМП

Во Фримантле советских моряков встречали местные жители. Дети и взрослые общались с членами экипажа.

Член экипажа Тикси Исторический фонд ДВМП

Член экипажа Тикси Исторический фонд ДВМП

Член экипажа Тикси Исторический фонд ДВМП

Член экипажа Тикси Исторический фонд ДВМП

Член экипажа Тикси Исторический фонд ДВМП

Член экипажа Тикси Исторический фонд ДВМП

Это — выдержка из письма секретарю Морфлота от 26 марта 1974 года от Ирены Кваша, жительницы этого австралийского города (оригинал письма хранится в Историческом фонде ДВМП во Владивостоке). Она выражала свои соболезнования семьям моряков и никак не могла поверить в происходящее. Ирена пишет, что будет помнить их улыбающиеся счастливые лица, как они постоянно шутили, как дарили местной ребятне сувениры и значки, показывали фотографии своих любимых жен и детей, дожидающихся их дома.

А тогда, 11 марта 1974 года моряки "Тикси", обогнув Австралию и индонезийские острова, взяли курс на Японию. Всего 12 дней хода отделяли их от цели.

22 марта, как гром среди ясного неба, от капитана Пряхи пришла внеочередная радиограмма, что судно получило крен 25 градусов. Через несколько часов теплоход затонул.

Помощи дождаться никто не смог

Ежедневно в 18.30 капитан отчитывался диспетчеру, передавая радиограммой положенные данные: координаты судна, запас топлива и пресной воды, погоду, время, проведенное на ходу за сутки. И в тот день капитан Пряха отправил привычное сообщение, ничего предвещающего беды не наблюдалось. Но спустя всего час радиоцентр пароходства получил следующую радиограмму, внеочередную: "Теплоход "Тикси", 12.30 (московское время – прим. ред.), радио, аварийная, Владивосток, Кашуре. Широта 32.03 норд, долгота 140.54 ост, скорость 10 узлов. От резкого крена на правый борт судно получило постоянный крен 25 градусов. Принимаем меры по выравниванию судна приемом балласта в междудонные танки левого борта и левый диптанк. Груз — руда талька. Прошу следить за мной. Капитан Пряха".

Как утверждает Владилен Зеленцов в своей статье "А море хранит тайну" (можно найти на сайте МГУ им. Невельского), последним на связь с "Тикси" в 19 часов 55 минут вышел радист теплохода "Минусинск", который уже полным ходом шел к месту ЧП, но до него оставалось еще 205 миль (примерно 380 км — прим. ред.)

Член экипажа Тикси Исторический фонд ДВМП

Член экипажа Тикси Исторический фонд ДВМП

Член экипажа Тикси Исторический фонд ДВМП

Член экипажа Тикси Исторический фонд ДВМП

Член экипажа Тикси Исторический фонд ДВМП

Член экипажа Тикси Исторический фонд ДВМП

В рапорте на имя госкомиссии начальник радиостанции "Минусинска" Минько пишет:

Оказать помощь никто не успел. В обозначенном месте прибывшие моряки увидели лишь следы кораблекрушения. Поисковые работы велись и с моря, и с воздуха, но спасти никого не удалось, хотя спасатели надеялись до последнего. Люди погибли. Всего из воды удалось достать останки 14 членов экипажа теплохода "Тикси", они были обглоданы акулами. От остальных ничего не осталось.

Страшно представить, что чувствовали близкие членов экипажа, когда они более трех суток ждали результатов поиска в здании пароходства.

Андрей Островский в своем материале "Все они погибли. Все..." (газета "Владивосток" от 19 марта 1999 года) приводит воспоминания Виктора Миськова, бывшего генерального директора ДВМП, который в то время занимал пост и. о. зам. начальника пароходства по безопасности мореплавания:

Причины трагедии: ясности до сих пор нет

Есть несколько версий: неправильная укладка груза, неправильно обозначенная грузоподъемность или шторм. Возможно, все эти обстоятельства сложились в одно – и у моряков не осталось шансов.

Вот что сообщалось в газете "Боевая Вахта" №69 (11707) от 23.03.1974 года: "В центральных и северо-восточных районах японского острова Хонсю произошло землетрясение. По данным метеорологического управления, в городах Фукусима, Уцуномия, Сэндай и Сиракава зарегистрированы подземные толчки силой до двух баллов принятой в Японии семибалльной шкале. Толчки силой в один балл отмечались в городах Онахама, Ямагата, мито и Маэбаси. Эпицентр землетрясения находился в Тихом океане, к востоку от побережья префектуры Фукусима (21-22 марта)".

При этом издание не публикует в марте 1974 года никакой информации о затонувшем теплоходе.

Член экипажа Тикси Исторический фонд ДВМП

Член экипажа Тикси Исторический фонд ДВМП

Член экипажа Тикси Исторический фонд ДВМП

Член экипажа Тикси Исторический фонд ДВМП

Член экипажа Тикси Исторический фонд ДВМП

Член экипажа Тикси Исторический фонд ДВМП

Тальковая руда – весьма редкий груз для советских моряков. При этом очень сложный в укладке. Для перевозки всегда использовались не рудовозы, а обычные грузовые конвенционные суда. До “Тикси” не было ни одного аварийного случая при перевозке талька навалом.

Несколько лет назад "Комсомольская правда" опубликовала интервью с Владимиром Зинченко, вторым помощником капитана погибшего судна "Тикси" ("Тайна крушения владивостокского теплохода "Тикси" не раскрыта и спустя 40 лет", автор Кристина Олейник). Он остался жив благодаря счастливой случайности — основной экипаж, членом которого был Владимир, ушел в отпуск, а в рейс ушла дополнительная команда. Вторпом высказывает предположение, что крен появился из-за того, что груз сместился.

Возможно, действительно экипаж вышел в море с перегрузом. В советское время ради победы в соцсоревнованиях многие шли на уловки. К тому же, был конец отчетного квартала — может быть, команда пошла в шторм ради лучшего результата, не дождавшись, пока море успокоится.

Член экипажа Тикси Исторический фонд ДВМП

Член экипажа Тикси Исторический фонд ДВМП

Член экипажа Тикси Исторический фонд ДВМП

Член экипажа Тикси Исторический фонд ДВМП

Член экипажа Тикси Исторический фонд ДВМП

Кроме того, место, где затонул "Тикси" называют Морем Дьявола (другие названия — Треугольник Дьявола, Треугольник Дракона, Тихоокеанский треугольник, Драконов треугольник), оно считается аномальной зоной. В 1955 году правительство Японии официально признало это загадочное место опасным для судов и самолетов.

Сейчас узнать истинные причины произошедшего невозможно, свидетелей трагедии нет в живых.

Скорбь по "Тикси" не уходит из сердец

В Историческом фонде Дальневосточного морского пароходства родственники и друзья погибших моряков – частые посетители. Они приходят к стенду с фотографиями и приносят свежие цветы, подолгу смотрят на экспозицию "Вечной памяти морякам теплохода "Тикси", выполнившим свой долг перед Родиной до конца".

Экспозиция в Музее ДВМП Исторический фонд ДВМП

Экспозиция в Музее ДВМП Исторический фонд ДВМП

Экспозиция в Музее ДВМП Исторический фонд ДВМП

Экспозиция в Музее ДВМП Исторический фонд ДВМП

Наталья Демченко, заведующая Историческим фондом ДВМП (экс-музей морского флота), подолгу беседует с теми, кто потерял любимых, родных и близких в тот день. Смерть каждого члена экипажа – большая трагедия целой семьи. На "Тикси" кроме опытных моряков брали только самых талантливых ребят, совсем еще юных. 22 марта 1974 года морская пучина забрала 22 мужей и 25 отцов.

Кораблекрушение "Тикси" — наша общая беда, морской город никогда не забудет тех, кто навсегда отдал себя морю.

Похороны членов экипажа Тикси Исторический фонд ДВМП

Похороны членов экипажа Тикси Исторический фонд ДВМП

Похороны членов экипажа Тикси Исторический фонд ДВМП

Похороны членов экипажа Тикси Исторический фонд ДВМП

Похороны членов экипажа Тикси Исторический фонд ДВМП

Андрей Островский в уже упомянутом материале "Все они погибли. Все..." описывает собственные воспоминания со дня похорон: "Помню, как сейчас. Весна 74-го. Заканчивается 8-й класс. Только что началась последняя четверть, апрель, за окном солнце, мы сидим на последнем уроке, учитель с трудом удерживает дисциплину в классе. Вдруг на школу начинает наползать, надвигаться мощь и скорбь траурной музыки. Переглядываемся, но сидим — не дети, понимаем: бывает. Но музыка звучит столь пронзительно, и учителя, очевидно, знают больше нас, что во всех классах прерываются уроки, и мы выходим на улицу. Это — Пушкинская. В двухстах метрах от школы, возле нижнего портала фуникулера — дом (дворца тогда еще не было) культуры моряков. Оттуда, нарастая, звучит музыка, и оттуда же вверх по изгибу улицы в сторону Морского кладбища начинает движение огромная колонна. Впереди — бесконечная вереница грузовиков, все с опущенными бортами, выстланные судовыми флагами расцвечивания; на каждом грузовике — по 2 гроба. Более двух десятков тяжелых машин двигаются с точным, будто выверенным по метроному интервалом, а над забитой народом улицей тяжким кошмаром повисает одно лишь слово — "Тикси"...

...Еще через час, когда на Морском кладбище в спешно вырытые могилы опускают одновременно 45 гробов, тишина над замершим городом взрывается душераздирающим ревом — на рейде, у причалов и в доках гудит торговый флот, гудят боевые корабли ТОФ, гудят рыбацкие суда, гудят трубы судоремонтных заводов".

В Историческом фонде ДВМП хранится 5 томов документов, касающихся трагедии "Тикси". Рапорты, фотографии, радиограммы, письма… Есть и стихотворения, пропитанные горечью утраты.

Памяти погибших моряков

А в гибель поверить так трудно.

Когда тебе жить бы да жить.

Но шторм продолжает крушить,

И тонет усталое судно.

С теперь уже грузом ненужным…

Его принимает волна,

Огромная, словно стена,

С рычанием страшным, натужным.

Вы все до последнего стона

За жизнь, за любовь, за мечту,

За встречу в далеком порту

Боролись в пучине зеленой.

Пусть годы и годы прошли,

И рейс ваш далекий вдали,

И скрыли все волны морские,

Но вы рядом с нами, родные!

И. Астахова

Экспозиция в Музее ДВМП. Фото: Исторический фонд ДВМП

Автор благодарит Исторический фонд ПАО "ДВМП" за помощь в подготовке материала.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

"Чёртова дюжина" подводного флота России на Тихом океане

Врагу не сдается наш гордый "Варяг": судьба корабля-героя

Командир Владивостокского порта П.В. Римский-Корсаков: Сын адмирала, племянник композитора

22.03.2018

galotchka.ru — Экономическая политика. Все права защищены. 2015
При копировании материалоaв с сайта обратная ссылка обязательна
rss