Опубликовано: 06.09.2018
Мы уже убедились, что товарный знак охраняется на основании регистрации. Другим непременным условием охраны является его использование. Требование к обязательному использованию знака вытекает из его природы. Знак всегда рассматривается во взаимосвязи с товарами и услугами, для различения которых он используется. Неиспользуемый знак перестает быть товарным в правовом и экономическом смысле.
Этот принцип действует во многих странах мира, однако в тех странах, где охрана в течение длительного времени основывалась на использовании, и сейчас приоритет в споре по товарным знакам имеет первый пользователь, а не тот, кто зарегистрировал знак. Этот подход выбран в США и других государствах с правовыми системами, построенными по британской модели,
Охрана товарных знаков в любой стране экономически оправдана, если владельцы намерены использовать их. Однако на момент подачи заявки и даже фактической регистрации подтверждения факта использования не требуется. Статистика говорит, что многие зарегистрированные знаки так и остаются «собаками на сене»: они не используются, но служат барьером к регистрации подобных или схожих знаков. Законодательства учитывают это и предусматривают досрочное прекращение неиспользуемого знака. Санкция за неиспользование сурова – лишение права на товарный знак. При решении вопроса о санкциях могут быть приняты во внимание предоставленные владельцем товарного знака доказательства того, что знак не использовался по не зависящим от него обстоятельствам, например, в связи с форс-мажорными обстоятельствами, а не по вине или небрежности владельца.
В России решение о досрочном прекращении действия регистрации но причине неиспользования принимается Высшей патентной палатой по заявлению заинтересованного лица (как правило, в связи с препятствием к регистрации либо другими рыночными коллизиями).
Законодательства большинства стран предусматривают перенос бремени доказывания использования товарного знака на его владельца. Это означает, что истцу не требуется доказывать отсутствие использования – владелец знака должен предоставить подтверждение его реальною использования.
В то же время законодательства учитывают, что владельцам знаков необходим так называемый «льготный период» для налаживания производства товара и операций по маркировке, представления товара на рынке, организации экспорта. Сроки возможного неиспользования знаков а различных странах различны, В большинстве стран, в том числе в России, Франции, Германии, Великобритании, этот срок составляет пять лет непрерывного использования. В Италии, Японии, Швейцарии, Португалии он снижен до трех лет, в США – напротив, увеличен до шести лет.
Итак, использование знака – не только право, но и обязанность владельца. Доказательством использования служит функционирование знаков в хозяйственном обороте, а именно:
• маркировка товарным знаком произведенного в России или за рубежом товара, предлагаемого к продаже (для зарубежных товаров – при их импорте в Россию);
• проставление товарного знака на потребительской упаковке, транспортной таре, технических и товаросопроводительных документах;
• реклама маркированных товаров или только товарных знаков (в том числе на выставках, ярмарках);
• использование знака третьим лицом (лицензиатом) на основании договора с владельцем знака (лицензиаром).