Опубликовано: 06.09.2018
Нормативные документы локального характера обязано иметь руководство любой компании. Здесь не играет роли форма собственности или сфера деятельности. Законодательство жестко контролирует правовые основы трудовых отношений в рабочих коллективах — для этой цели и создаются ЛНА. Они достаточно разнообразны.
Компания в лице ее руководителя имеет право на создание тех локальных актов, которые отвечают ее потребностям. Вместе с тем, в любой организации должны быть и те акты, что считаются обязательными. На крупном предприятии со множеством подразделений и отделов разработкой ЛНА обычно занимается служба по кадрам. В маленьких компаниях зачастую обязанности кадровика выполняет сам руководитель. Но в любом случае он должен иметь четкое представление о том, какие документы относительно трудовых отношений обязаны быть в компании.
ЛНА создаются для того, чтобы компания либо организация смогла соотносить нормы трудового законодательства с особенностями своей деятельности. Основное правило создания таких актов заключается в следующем: они не могут ухудшать условия, в которых работают сотрудники компании.
Документы локального характера, разработанные организацией, бывают нескольких видов. Все зависит от того, какое назначение они имеют и в каком порядке принимаются.
ЛНА делятся на:
обязательные; не являющиеся обязательными.Первая категория — это акты, наличие которых регламентировано законодательством. Как пример, можно привести Правила трудового распорядка, предусмотренные Трудовым кодексом. На разработке необязательных ЛНА законодательство не настаивает (пример — Положение о премировании).
Кроме того, акты нормативные локальные могут разделяться следующим образом:
те, что принимает только работодатель; те, в разработке которых принимают участие представители коллектива.Так, штатное расписание будет создавать и утверждать исключительно руководство компании. А вот коллективный договор может разрабатываться при участии профсоюза или представителей рабочего коллектива.
Локальные документы имеют и еще одно разграничение. Их можно классифицировать в зависимости от того, в каких случаях и как именно они используются. ЛНА делятся на акты:
общие; специальные.Действие общих документов охватывает всех работников организации. Сюда можно отнести Положение об использовании и хранении персональных данных. А вот книга прохождения медицинского освидетельствования — это акт специальный.